[История] Винтокрылые пионеры

Одна из первых винтокрылых машин — Сиерва C.30
В 30-е и 40-е годы прошлого века было разработано немало необычных и удивительных воздушных судов, которые при обычных обстоятельствах едва ли появились бы на свет. К тому времени идея винта и вертикального полета уже не была новой, но тем не менее не нашла применения ни в одной из стран мира.

У японцев также была своя версия автожира, которая называлась Каяба Ка-1
Одной из самых известных конструкций 1930-х стал автожир Сиерва C.30 конструкции испанского инженера Хуана де ля Сиервы. Впервые эта машина поднялась в воздух в 1933 году и была продемонстрирована в Великобритании в авиасалоне Фарнборо. Фирма «Авро» купила лицензию на разработку собственной версии, которая впоследствии была принята на вооружение военно-воздушными силами Великобритании под наименованием «Авро 671». В период с 1934 по 1935 годы в школу специалистов по вопросам взаимодействия с сухопутными войсками на авиабазе ВВС Великобритании Олд Сарум было поставлено 12 таких машин.
Но Великобритания оказалась не единственной страной, которую заинтересовала модель C.30. Германия также приобрела лицензию на производство C.30, которое осуществлялось компанией «Фокке-Вульф». Профессор Генрих Фокке был очень заинтересован конструкцией и считал, что ограничения автожиров можно обойти только за счет улучшения возможностей вертикального полета. Совместно с Гердом Ахгелисом Генрих Фокке разработал модель, ставшую в дальнейшем известной как Фокке-Вульф 61. Корпус новой модели был позаимствован у Фокке-Вульфа 44 «Штиглиц». В него был установлен звездообразный двигатель, приводящий в движение два несущих винта. Машина впервые поднялась в воздух 26 июня 1936 года. Fw-61 был с помпой представлен в 1938 году на берлинском Олимпийском стадионе, управляемый Ханной Райч.

Фокке-Ахгелис Fa 223 Люфтваффе, захваченный авиацией сухопутных сил США в конце войны
В 1939 году из Америки в Японию был ввезен автожир Келлет KD-1. Императорской армии Японии требовалась машина, способная корректировать артиллерийский огонь и выполнять функцию противолодочного самолета. Командование армии поручило фирме «Каяба» разработку и производство японской версии автожира. Прототип Ka-1 оказался более удачным, нежели просто модификация KD-1. Всего было построено 98 автожиров моделей Ka-1 и Ka-2. Впервые поднявшийся в воздух в мае 1941, этот автожир нашел куда более широкое применение, чем его немецкий конкурент. Он оказался весьма полезен в качестве вспомогательного самолета, хотя непосредственно и не потопил ни одной подводной лодки.

Английские автожиры Авро 671 Rota Mk 1 были созданы на базе удачной конструкции Сиерва C.30
Создание первого настоящего вертолета — также заслуга Фокке и Ахгелиса. Фокке-Ахгелис Fa 223 был оснащен двумя винтами, обеспечивавшими вертикальный взлет. Эта модель, оснащенная звездообразным двигателем Брамо 323, впервые поднялась в воздух 3 августа 1940 года. Fa 223 обладал рекордными для винтокрылой машины характеристиками. Максимальная скорость 182 км/ч и подъем на 528 метров за одну минуту обеспечили разработке мгновенный успех.
Серийное производство Fa 223, который стал называться «Драхе» , или «Дракон», началось в 1942 году. В этот период Второй мировой войны союзники осуществляли массированные бомбардировки Германии. В результате прототип был утрачен, что существенно затруднило производство. Было произведено лишь двадцать экземпляров Fa 223 — слишком мало, чтобы оказать существенное влияние на ход войны. Но все-таки Драхе успели зарекомендовать себя на боевой службе. Изначально для спасения Бенито Муссолини из плена был выбран именно Fa 223. Однако из-за механической неисправности он был заменен на Физелер Шторх. Позднее Fa 223 использовался для доставки боеприпасов и спасения экипажей самолетов, совершивших аварийную посадку в труднодоступных местах.
Винтокрылые машины нашли свое место в авиации времен Второй мировой войны, хотя и не сыграли столь же важной роли, как летательные аппараты с неподвижным крылом. Вскоре вертолет, идея которого была впервые воплощена в Fa 223, получит свое развитие и станет неотъемлемой частью воздушно-десантных операций наравне с самолетами.
Информация взята с War Thunder
 
|