[История] P-47 «Thunderbolt» и его русские корни

В этот день, 74 года назад, фирма, основанная выходцем из России Александром Северским, получила заказ на разработку прототипа одного из самых массовых истребителей времён Второй мировой войны — P-47 Thunderbolt.

После Октябрьской революции 1917 года дворянин, прославленный летчик и авиаконструктор Александр Николаевич Прокофьев-Северский был вынужден эмигрировать в США. Здесь судьба свела его с будущим «крестным отцом» американских военно-воздушных сил генералом Билли Митчеллом. Поработав инженером-консультантом при военном министерстве в Вашингтоне и получив американское гражданство, в 1931 году Северский основал авиастроительную фирму «Seversky Aircraft Corp.», впоследствии именовавшуюся «Republic Iron Works». На должность главного инженера Александр Николаевич пригласил земляка (оба родились в Тифлисе) – Александра Картвели.
Вместе они разработали несколько типов летательных аппаратов, наиболее известным из которых стал массовый истребитель Второй Мировой войны – P-47 «Thunderbolt». Однако его разработка проходила уже без А.Н. Северского, вытесненного из бизнеса компаньонами. Да и компания изменила название и стала именоваться «Republic».

6 сентября 1940 года фирмой «Republic» был получен заказ на разработку прототипа – ХP-47B, а уже через девять месяцев, 6 мая 1941 года, лётчик-испытатель Л. Брэбхем совершил на нем первый полет.
Одной из основных особенностей данного самолета, проектировавшегося теми же конструкторами во главе с А. Картвели, что и конструировали самолеты в фирме Северского, является применение мощного звездообразного двигателя Pratt&Whitney R-2800, вместо традиционного для американской авиации того времени рядного двигателя.
Разрабатывавшийся как перехватчик дальнего действия, P-47 стал прекрасным истребителем сопровождения. Более того, обладая мощным вооружением, он мог быть использован и как истребитель-штурмовик (специализированных машин поля боя у США не было).
Не смотря на многочисленные нарекания в начале своей боевой карьеры, Р-47 модификации D стал одним из любимых самолетов в американских ВВС. Это был самый массовый истребитель Соединенных Штатов во Второй Мировой войне. Всего разных модификаций самолета было выпущено в количестве 15683 штук.

На «Thunderbolt» летали такие прославленные асы ВВС США, как Френсис Габрески, Роберт Джонсон, Губерт Земске, Нил Кирби и др.
Про Р-47 в шутку говорили, что если он не смог сбить врага обычным способом, то он сможет «проутюжить» его своей массой. Имея максимальный взлетный вес 9616 кг (больше, чем максимальный взлетный вес Пе-2), «Thunderbolt» был обязан своими высокими летными качествами мощному двигателю, оснащенному турбонаддувом.
Самолет прекрасно пикировал, а без бомбовой нагрузки обладал качествами воздушного бойца. Командование американских ВВС на Тихом океане требовало перевооружения как можно большего числа истребительных групп именно на истребители «Thunderbolt».

Самолет поставлялся в различные страны. 203 машины получил по «ленд-лизу» и СССР, применявший их в качестве высотных истребителей ПВО.
Несмотря на все свои положительные качества, военная эксплуатация «Republic» Р-47 «Thunderbolt» в ВВС США была прекращена уже в 1945 году. Самолеты быстро ликвидировались. Для удовлетворения возникшей потребности в поршневом ударном самолете во время войны в Корее, не было найдено ни одного истребителя «Thunderbolt». Американским военным пришлось использовать для этих целей Р-51 «Mustang», обладавший по сравнению с Р-47 гораздо меньшей живучестью.
Обсудить на Форуме
Информация взята с War Thunder

|